Грамотно образуем и употребляем деепричастия. Вши суффикс деепричастия


Таблица Различия причастия и деепричастия. Вши это суффикс причастия или деепричастия

Главная » Вши » Вши это суффикс причастия или деепричастия

Что такое причастия и деепричастия, их отличительные признаки и суффиксы

Еще со школьной скамьи мы помним, что такое причастия и деепричастия. О загадочности этих частей речи говорить не приходится: до сих пор не решен вопрос об их месте в морфологии русского языка. Основные их признаки, особенности и отличия рассмотрим в нашей статье.

Отглагольные образования

Неизвестной остается судьба этих частей речи. В современной школьной программе, в зависимости от автора учебно-методического комплекса, понятие о том, что такое причастия и деепричастия, трактуют по-разному. Некоторые авторы, как, например, Разумовская, справедливо считают их своеобразными формами глагола. Несомненно, доля истины в этом есть, поскольку образовались причастия и деепричастия именно от глагола.

Однако Бабайцева, автор известного УМК, рассматривает их как вполне самостоятельные части речи, обладающие комплексом отличительных признаков.

Обе эти версии имеют право на существование, они логичны и каждая из них может быть по-своему аргументирована.

Вот такой он загадочный, русский язык. Причастие и деепричастие – особые формы, которые делают нашу речь более динамичной и красочной.

Оборот с причастием

Любая часть речи по-своему примечательна. И что такое причастия и деепричастия, что они делают в предложении особенного, чего не могут другие части речи? Их главная отличительная особенность - образование оборотов. Это происходит, когда у одного из них есть зависимые слова.

Например: Девочка, гуляющая по летнему саду, любовалась природой. Если внимательно рассмотреть это предложение, то мы увидим, что от причастия «гуляющая» можно задать вопрос «где?». Ответом будет словосочетание «по летнему саду». Это означает, что перед нами причастный оборот. Гораздо грамотнее и красивее использовать обороты, чем бесконечно повторять слово «который».

Не забываем ставить запятые, если причастный оборот стоит после своего определяемого слова (здесь им является «девочка»). При синтаксическом разборе возникает вопрос: как его подчеркнуть? Здесь все просто: задаем вопрос от определяемого слова: (девочка) какая? На него отвечает второстепенный член предложения, всем нам известный – определение. Поэтому стоит целиком весь оборот подчеркнуть волнистой чертой.

В случае, когда оборот идет перед своим определяемым словом, все по-другому. Там не нужно ставить запятые. Синтаксическая функция у такого оборота иная – каждая часть речи в нем подчеркивается независимо друг от друга.

Деепричастный оборот

С ним дело обстоит немного иначе. Во-первых, само по себе деепричастие может не содержать никаких зависимых слов, но, тем не менее, будет выделяться запятыми. Лингвисты называют его одиночным.

Например: Не раздумывая, он бросился в горящий дом спасать людей.

Как видим, деепричастие очень сходно по значению с наречием (здесь отвечает на вопрос «как?»). Можно даже заменить его этой частью речи: Быстро он бросился в горящий дом спасать людей.

Как и в случает с братом-причастием, деепричастие может подчинять себе слова и образовывать тем самым оборот. Поскольку в предложении оно всегда выполняет только одну роль, его принято называть обособленным обстоятельством. Со знаками препинания здесь не перемудришь: запятые ставятся абсолютно всегда. И не нужно смотреть, как расположено относительно этого оборота определяемое слово.

Например: Не выполнив домашнее задание, Миша отправился на прогулку.

От деепричастия «не выполнив» зададим вопрос «что?» и получим ответ - «домашнее задание». Перед нами – деепричастный оборот.

Словообразование каждой части речи изучается школьниками, начиная с пятого класса. Некоторые из них (например, существительное и прилагательное) имеют несколько способов появления новых слов: не только приставочный и суффиксальный, но и сложение и аббревиацию. С причастиями и деепричастиями все проще: их основной способ словообразования – это суффиксальный. Именно по этой морфеме мы отличаем их от других частей речи.

Зная, что такое причастия и деепричастия, запомнить суффиксы будет нетрудно. Нужно знать несколько простых правил. Не забывайте, что причастия делятся на две большие группы: действительные и страдательные.

У действмиельных причастий, находящихся в настоящем времени, суффиксы такие: ущ/ющ (танцующий, поющий), ащ/ящ (кричащий, летящий).

У страдательных - ем- (колеблемый), -ом- (влекомый), им (зависимый).

Когда причастия стоят в прошедшем времени, отличать их будем также по залогу.

Действ.прич. : -вш- (купивший), ш (выросший).

Страд.прич. : -т- (расколотый), -енн- (прокрученный), -нн- (вымерянный).

Главное, что нужно сделать – верно определить часть речи. Тогда суффиксы причастий, деепричастий запомнить намного проще. Тем более, они схожи между собой.

У деепричастий категории залога нет, они отличаются лишь по времени. Наст.вр.: -а (не спеша), -я (угадывая), -учи (будучи), -ючи (припеваючи). Прошедшее время: -в (сделав), -вши( не знавши).

Заключение

Суффиксы причастий и деепричастий легко запоминаются на практике. Достаточно выполнить несколько упражнений на эту тему, чтобы закрепить их правописание. Несмотря на кажущуюся сложность этих глагольных форм, они не представят особого труда для тех, кто внимательно читает правило.

fb.ru

5.7 Правописание причастий и деепричастий

Правописание суффиксов причастий и деепричастий

1. Если действительное причастие настоящего времени образовано от глагола I спряжения, то пишется суффикс -ущ- или -ющ- (летать - летающий, звать - зовущий), если же действительное причастие настоящего времени образовано от глагола II спряжения, то пишется суффикс -ащ- или -ящ- (звонить - звонящий, смотреть - смотрящий). Исключение: брезжить – брезжущий.

2. Если страдательное причастие настоящего времени образовано от глагола I спряжения, то пишется суффикс -ем- или -ом- (рисовать - рисуемый, вести - ведомый), если же страдательное причастие настоящего времени образовано от глагола II спряжения, то пишется суффикс -им- (возить - возимый).

Исключение: движимый.

3. Если страдательное причастие прошедшего времени образовано от глагола на -ать, - ять, то пишутся суффиксы -анн-, -янн- (прочитать - прочитанный, развеять - развеянный), если страдательное причастие прошедшего времени образовано от глагола на -еть, -ить, -ти, -чь, то пишется суффикс -енн- (запрячь - запряжённый, спасти -спасенный).

4. Перед суффиксами -в (-вши) в деепричастиях совершенного вида пишется та же гласная, что и перед суффиксом -л в прошедшем времени, например: обидев (обидел), бросив (бросил), растаяв (растаял) , замешкавшись (замешкался).

5. Правописание н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени:

пишется -н-

пишется -нн-

В кратких страдательных причастиях прошедшего времени(развеян, прочитан)

В полных причастиях,имеющих при себеприставки (кроме не-): развеянный, запряженный

В отглагольных прилагательных, образованных от причастий и не имеющих при себе приставок или зависимых слов (правленая рукопись)

В полных причастиях, если они имеют при себезависимые слова(правленная редактором рукопись)

5.8 Правописание наречий

1. Если наречие образовано от краткого прилагательного и имеет приставку в-, на-или за-, то на конце пишется гласная о (направо, влево, заново).

если же наречие также образовано от краткого прилагательного, но имеет приставку до-, из-, с-, то на конце пишется гласная а (справа, изредка, добела).

2. На конце наречий после шипящей всегда пишется ь (мягкий знак). Исключение: уж, замуж, невтерпеж.

Наречия пишутся слитно:

Наречия пишутся через дефис:

Наречные сочетания пишутся раздельно:

если они образованы путём соединения предлога с наречием(навсегда) или с кратким прилагательным (наглухо, влево)

если они образованы при помощи приставки по- от полных прилагательных или наречий, оканчивающихся на -ому, -ему, -ки, -ьи (по-моему, no-старому, по-русски, по-кошачьи)

если они состоят из существительных с предлогом между ними(с глазу на глаз, плечом к плечу)

если они образованы путем прибавления предлогов в и на к собирательномучислительному (втрое, надвое)

если они образованы при помощи приставки в-(во-) от порядковых числительных(во-первых, во-вторых, в-третьих)

если они представляют собой сочетания с предлогами без, до, на, си т.д. (без удержу, на бегу, с ходу)

если они образованы путем прибавления предлога к полному прилагательному или местоимению(вручную, напропалую, вовсю)

Исключение: если прилагательное начинается с гласной, то предлог в пишется отдельно (в открытую)

если они образованы путем повторения одного или того же наречия или путем сложения синонимичных слов(еле-еле, тихо-смирно)

если существительное в составе этого сочетания сохранило некоторое значение падежной формы(за границу, на совесть)

если существительные, от которых образованы наречия, в современном русском языке самостоятельно не употребляются(взаперти, вдребезги)

если прилагательное, от которого образовано наречие, начинается с гласной, то предлог в пишется отдельно(в открытую)

наречия с пространственным значением, образованные от таких существительных, как даль, высь, началои т.д. (вдаль, сначала)

примечание: если в предложении есть пояснение к существительному, то тогда такие слова уже не наречия, а сочетания существительного с предлогом и пишутся раздельно (с начала книги),

если между приставкой-предлогом и существительным, от которых образовано наречие, нельзя поставить определение, пишутся слитно; если же это можно сделать, то данные слова представляют собой сочетание существительного с предлогом и пишутся раздельно (ср.: измучить вконец - прийти в конец коридора).

studfiles.net

Таблица Различия причастия и деепричастия

 

ПРИЧАСТИЕ

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Вопросы

КАКОЙ?

Что делающий? Что сделавший? Что сделанный? Что делаемый?

КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ?

Что делая? Что сделав? Что сделавши?

 

Примеры

 

Развивающийся, запомнивший, написанный, двигаемый

Развивая, запомнив, написавши

Признаки

ГЛАГОЛ+ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ГЛАГОЛ+НАРЕЧИЕ

Относится

Относится к имени существительному (местоимению)

Относится к глаголу (сказуемому)

Суффиксы

Настоящего времени:

-ущ-(ющ), -ащ-(ящ) – действительн.

-ем-, -им- – страдательные

Прошедшего времени:

-вш-, -ш-  – действительные

-нн-, -енн-, -т-  – страдательные

Несовершенного вида (наст. времени):

-а-, -я-

Совершенного вида (прош.времени):

-в-, -вши-, -ши-

Обороты

Причастный оборот – это причастие с зависимыми от него словами

 

ПО – это обособленное определение

Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми от него словами

 

ДО – это обособленное обстоятельство

Примеры

ü На крыльце стоял человек, занимавшийся вооружением людей.

 

ü Засевшие в дома деревни солдаты не думали о войне.

 

ü Испуганная его поведением, она не смогла оставаться в городе.

 

 

ü Пьер долго не мог заснуть, думая о случившемся.

 

ü Вернувшись домой, Наташа доложила о том, что горит Москва

 

 

Рекомендуем почитать:
Деепричастный оборотДеепричастный оборот«Не» с частями речиДеепричастиеПравило на одно, два «Н» в прилагательном

Поделись с друзьями:

psylandiya.ru

www.5439559.ru

Суффиксы -ВШИ, -МШИ, -ТШИ и др. в деепричастиях

 

Деепричастия настоящего времени используются в диалектах редко и испытывают переход в наречия как с суффиксом –А, -Я (лёжа, не доя´, не соля´), так и с суффиксом –УЧИ, свойственным в большей степени севернорусскому наречию: идучи, едучи, крадучи.

Деепричастия прошедшего времени распространены в большей степени в русских народных говорах, особенно в севернорусском наречии, где они могут выступать в роли сказуемого. Образование деепричастий прошедшего времени в диалектах существенно отличается от литературного языка. В них не используется суффикс –В, как в литературном языке, но широко используется суффикс –ВШИ от основы глагола на гласный и суффикс –ШИ от основы глагола на согласный: уехавши, купивши, остывши, выпивши; нёсши, слёгши.

В южнорусском наречии в большей степени распространены формы деепричастий с суффиксом -МШИ: разумшы, распакрымшы, ня емшы, ня спамшы. А.И. Соболевский полагает, что эти формы возникли по аналогии с причастиями типа снемши, вземши, где собственно суффиксом причастия является -ШИ, а [м] относится к корню и восходит к дифтонгическому сочетанию с носовым согласным (ср. снимать – снемши). Эту точку зрения разделял П.С. Кузнецов. Он говорил, что в результате процесса переразложения звук [м] был отнесен к суффиксу, а затем с таким суффиксом стали образовываться и другие причастия.

В среднерусских говорах Владимиро-Поволжской группы встречаются деепричастия с суффиксом -ТШИ: взятши, снятши, убитши. П.С. Кузнецов объясняет эти формы как результат контаминации страдательных причастий с суффиксом -Т-: снят, убит, взят и действительных причастий с суффиксом -ШИ.

В западных среднерусских говорах в районе городов Опочка и Великие Луки деепричастия употребляются с суффиксом -ЛШИ, в котором возникновение [л] объясняют на морфологическом уровне влиянием глаголов прошедшего времени, а на фонетическом уровне нейтрализацией фонем губно-губного [в] и европейского [л] в [ў].

Учитель должен иметь в виду подобные несоответствия в образовании причастий и деепричастий в литературном языке и диалектах и учитывать это как в речи учащихся, так и в своей собственной речи. Чтобы не получалось так, как 1991 г. в школе № 94 г. Воронежа учительница, объясняя новую тему «Причастие» на уроке русского языка, привела примеры: взорватый дом, порватая бумага[10].

 

Вопросы для самопроверки

 

Какая глагольная форма является самой яркой противопоставленной чертой в области морфологии?

Какая общая закономерность наблюдается в оформлении постфикса -СЯ, окончания -ТЕ в глаголах 2-го лица множественного числа настоящего и будущего простого времени и окончания -ТЕ во множественном числе повелительного наклонения в русских народных говорах?

Какие древнерусские формы глаголов прошедшего времени сохраняются в диалектах до настоящего времени?

Почему в диалектах происходит утрата чередования согласных в спрягаемых формах глаголов?

В чём выражается функциональное единство спрягаемых и неспрягаемых глагольных форм в русских народных говорах?

Почему формант -ДЕН приобрёл в диалектах статус суффикса?

Как объяснить варианты суффиксов деепричастий совершенного вида в современных диалектах?

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Основная

Аванесов Р.И., Бромлей С.В., Булатова Л.И. и др. Русская диалектология / Под ред. Р.И. Аванесова и В.Г. Орловой. – М.: «Наука», 1965. – С. 136-172.

Русская диалектология. Учебник для студентов филологических факультетов высших учебных заведений / С.В. Бромлей, Л.Н. Булатова, О.Г. Гецова и др./ Под ред. Л.Л. Касаткина. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 139-177.

Русская диалектология. Учебное пособие для студентов вузов / В.В. Колесов, Л.А. Ивашко, Л.В. Капорулина и др./ Под ред. В.В. Колесова.– М.: Дрофа, 2006. - С. 156-186.

Русская диалектология / С.В. Бромлей, Л.Н. Булатова, К.Ф. Захарова и др. / Под ред. П.С. Кузнецова. – Учебное пособие для пединститутов по спец. « 2101 «Русский язык и литература». - М.: «Просвещение», 1973. - С. 139-176.

Герд А.С., Ивашко Л.А., Капорулина Л.В. и др. Русская диалектология / Под ред. Н.А. Мещерского. - М.: «Высшая школа», 1972.- С. 178-206.

 

Дополнительная

Диалектологический атлас русского языка (Центр Европейской части СССР). Карты. Вып. 2. Морфология / Под ред. Р.И. Аванесова и С.В. Бромлей. – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1986. – Карты №№.

Пожарицкая С.К. Русская диалектология. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – С. 97-114.

Закревская В.А. Употребление приставочных глаголов совершенного и несовершенного видов в диалектной речи. Автореферат дис. …к. филол. н. – М., 2002. – 24 с.

 

 

Для обязательного конспектирования

Шейнина Е.П. Работа над диалектными ошибками учащихся. – М., 1963.

 

 

СИНТАКСИС

Лекция № 9

studopedya.ru

Грамотно образуем и употребляем деепричастия

Термин «деепричастие» появился еще в XVII веке. В его составе две части: дее- (действие) и причастие. То есть это форма, «причастная» к действию. И правда: деепричастие обозначает в предложении добавочное действие глагола, сочетая в себе грамматические признаки глагола и наречия, поэтому иногда эту форму называют отглагольным наречием.

Деепричастия 1Образование деепричастий имеет свои особенности, которые необходимо учитывать.

1. От основы настоящего времени глаголов несовершенного вида образуются деепричастия несовершенного вида. Используется суффикс -а (-я). Начинают – начиная, делают – делая, играют – играя.

Некоторые глаголы несовершенного вида образуют деепричастия с помощью суффикса -учи (-ючи): идучи, едучи, будучи, играючи, жалеючи, крадучись.

Но в литературном языке формы на -учи (-ючи) не получили широкого распространения. Чаще всего такие формы используются нами для стилизации народной и старинной речи и воспринимаются как устаревшие.

Необходимо обратить внимание на то, как образуются формы деепричастий от некоторых глаголов: сыпать – сыпля (допускается – сыпя), плыть – плывя, лазать – лазая, страдать – страдая (в художественном стиле речи можно встретить – страждя), внимать – внимая и внемля (устаревшее), махать – махая (допускается – маша), щипать – щипля.

Некоторые глаголы несовершенного вида не могут иметь формы деепричастия. Как правило, от глаголов, не имеющих в основе настоящего времени гласных, деепричастия не образуются (например, гнать – гнут – гня). Форма гня – неблагозвучная, поэтому не употребляется в современном русском языке.

К таким глаголам относятся: шить, бить, тереть, вить, ткать, врать, спать, гнуть, слать, есть, рвать, жать (руку), пить, жать (рожь), мять, ждать, лить, жечь, лгать.

От глаголов с чередованием согласных з–ж, с–ш в основах настоящего времени и инфинитива формы деепричастий образовать невозможно либо же эти формы являются малоупотребительными (например, чесать – чешут – чеша). Форма чеша не является грамматически правильной.

Это касается таких глаголов, как чесать, весить, резать, вязать, плясать, казаться, лизать, косить.

От глаголов несовершенного вида на -нуть и на -чь формы деепричастий не образуются.

Это глаголы тянуть, беречь, тонуть, жечь, пахнуть, мочь, мокнуть, печь, мёрзнуть, сечь, крепнуть, стеречь, глохнуть, стричься, гаснуть, течь, вянуть.

Также деепричастия несовершенного вида не следует образовывать от следующих глаголов: хотеть, арестовать, стыть, бежать, родиться, колоть, петь, лезть, пахать.deeprichastija 2

2. От основы прошедшего времени или инфинитива глаголов совершенного вида образуются деепричастия совершенного вида. Обычно используется суффикс -в: продал – продав, сделал – сделав.

Может использоваться также суффиксы -а (-я) или -вши, -ши (делил – деля, войти – войдя; влюбиться – влюбившись, обернуться - обернувшись).

В абсолютном большинстве случаев в литературном языке используются формы с суффиксом -в, потому что они являются более краткими и благозвучными. М. Горький выступал против чрезмерно частого употребления форм с суффиксами -вши, -ши, сравнивая эти суффиксы с «вшами», которые ползают по странице, и настоятельно советовал избегать подобных форм. Однако нужно учитывать, что возвратные глаголы обычно имеют только одну форму – оглянувшись, задумавшись. Суффикс -ши употребляется вместо суффикса -в при образовании деепричастий от многих глаголов с основой на согласную: подрасти – подросши; пасти – пасши.

В ХIX–начале XX в суффикса -а (-я) использовался довольно часто для образования деепричастий совершенного вида (заметив – заметя, наклонив – наклоня, положив – положа). В современном русском языке многие из этих форм вышли из употребления, однако их можно встретить в художественных текстах той эпохи, например, у М. Горького.

3. При образовании деепричастий одной из основных ошибок является использование одного суффикса вместо другого.

Рассмотрим предложение. Положа вилки на стол, она отправилась посмотреть, готово ли горячее. Использована форма положа с суффиксом -а вместо правильной формы положив с суффиксом -в.

Довольно часто ошибки такого рода встречаются при употреблении фразеологизмов. В некоторых фразеологизмах мы можем  встретить устаревшие формы деепричастий (очертя голову, положа руку на сердце). И здесь часто допускают неправильную форму, говоря «очертив голову» или «положив руку на сердце».

Также в разговорной речи регулярно можно наблюдать грамматически неверное образование деепричастий от глаголов, от которых вообще нельзя образовать деепричастные формы в литературном языке (Спя, щенок как будто бежал куда-то).

4. И, конечно, нельзя забыть о теме использования деепричастного оборота в речи.

Сколько уже было написано о том, что деепричастие обозначает добавочное действие, значит, основное и добавочное действие должен совершать один и тот же объект, но ошибки все равно встречаются с пугающей регулярностью.

Прочитайте следующие примеры. В каждом из них одна и та же ошибка: неверное употребление деепричастного оборота.

Читая, мне было интересно. (Кто читал? В предложении нет местоимения «я», а форма «мне» не является действующим лицом)

Сидя у окна, в комнату влетел воробей. (Воробей сидел у окна?)

Деепричастия 1Занимаясь с учителем, ему очень хотелось есть (Кто занимался? В предложении нет местоимения «он», а форма «ему» не является действующим лицом)

Спеша домой, у него потерялась варежка. (Варежка спешила домой?)

Работая на станке, у него болела голова. (Голова работала на станке?)

Надеюсь, Вы улыбнулись, прочитав данные предложения, и сами не будете допускать ошибок при образовании и употреблении деепричастий.

Удачи Вам и красивого, богатого, правильного русского языка!

 Остались вопросы? Не умеете правильно образовывать формы деепричастия?Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.Первый урок – бесплатно!

Зарегистрироваться

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru


Смотрите также